вторник, 13 августа 2013 г.

Персеполь


Персеполь – древний город, руины которого находятся на территории иранской провинции Фарс, в 50 километрах к северо-востоку от Шираза (рядом с городом Мервдешт). Был основан в 560 году до нашей эры царем персов Дарием I, после чего на протяжении нескольких веков (вплоть до 330 года до нашей эры) использовался в качестве парадной столицы огромной империи Ахеменидов. Величественные руины Персеполя впечатляют своей грандиозностью и помпезностью, имея площадь 135 000 квадратных метров.

В зимний период административной столицей Персидской империи был город Сузы, летом – Экбатаны. Персеполь же предназначался для проведения различных празднеств и совершения торжественных ритуальных обрядов. Особенно многолюдно в нем было весной, во время празднования Новруза (Нового года).

Плодородная долина Мервдешта давала обильные урожаи, а место у подножия скалистой горы Кух-и-Рахмат (Горы милостей) идеально подходило для строительства будущей столицы могущественной державы Ахеменидов. Первые здания в Персеполе начали возводить еще при Кире Великом, однако резиденция царя все еще находилась в Пасаргадах. Вместе с ростом Персидской империи, возрастали и аппетиты ее царей. Старая столица в Пасаргадах уже не вмещала многочисленной свиты и придворных царя, поэтому Дарий I, стремясь превзойти своего предшественника (в 520 году до н. э.), разворачивает крупномасштабное строительство новой. По всей империи набираются искусные мастера, владеющие разнообразными навыками, необходимыми для возведения будущей царской резиденции. Строительство продолжается и после смерти Дария I, его преемниками, царями Ксерксом и Артаксерксом (вплоть до 460 года до н. э.). В результате их совместных усилий получился целый комплекс внушительных дворцов и административных зданий, которые в свое время поражали воображение современников, вызывая у них почтительный страх перед мощью империи Ахеменидов и могуществом ее царей.

Все дворцы в Персеполе строились по заранее намеченному плану. Вместо фундамента, в скале была вырублена терраса (длина 450, ширина 300 метров), возвышающаяся над землей на 10 метров и представлявшая собой своеобразное ложе, с одной стороны защищенное горой, и тремя выходящее в долину. По краям она была обнесена массивной каменной стеной, сложенной из огромных каменных блоков.

Парадный вход находился посредине террасы, выходя на прямую и широкую дорогу, по которой резво скакали гонцы, спеша принести царю добрые вести. Его украшала гигантская лестница, насчитывающая 106 ступеней (каждая шириной 8 метров), вырезанных из цельных каменных блоков. Поднимаясь по ней, царский посланник или иностранный посол выходил к Воротам всех народов, которые поражали его своей монументальностью. Построенные при Ксерксе I, они представляли собой зал больших размеров, поддерживаемый четырьмя высокими колоннами, на входе и выходе из которого, пожаловавшего к царю встречали две исполинские фигуры шеду – крылатых быков с человеческими головами. Эти своеобразные хранители врат, хоть и испорченные, до сих пор стоят на страже вверенной их попечению царской резиденции.

С правой стороны от парадного входа находится дворец Ападана или Зал приемов Дария I, который представлял собой огромное квадратное помещение, каждая сторона которого равнялась 62 метрам. Построенное на четырехметровой платформе и имевшее площадь свыше 3500 квадратных метров, это сооружение возвышалось над всем комплексом и являлось непревзойденным образчиком древнеперсидской архитектуры. Его крышу поддерживали 72 колонны высотой 24 метра каждая.

В Зал приемов вели две пологие лестницы (северная и восточная), декорированные рельефными изображениями разнообразных сцен придворной жизни, по которым в свое время можно было въехать на колеснице. Поднявшись по одной из них, удостоившийся чести быть принятым царем попадал в огромный зал, окруженный просторными вестибюлями. Колонны в нем были широко расставлены, благодаря чему входящий в Ападану чувствовал свою ничтожность и незначительность перед охватывающим его со всех сторон, казавшимся безграничным, свободным и прекрасно освещенным пространством. В торжественные дни в Зале приемов собиралось до 10000 человек, перед которыми восседал на богато украшенном троне сам царь, облаченный в пышные одежды.

От былого великолепия Ападаны  осталась лишь платформа и 13 колонн. Не менее примечательны сохранившиеся рельефы, на которых изображены марширующие войска, покоренные народы – данники персидского царя, преподносящие своему повелителю богатые дары и слуги, несущие разнообразные блюда и кубки с душистым вином, сделанным из винограда, выращенного и собранного в долине Марвдашта. У восточной лестницы находится барельеф, на котором искусный резчик по камню запечатлел на века самого царя Дария I, сидящего на троне, за которым стоит наследник престола Ксеркс I.

Сразу за Ападаной находился Трипилон или Зал совещаний, от которого остался фундамент и лестница с рельефами, на которых изображены персидские чиновники, одетые в наряды из дорогостоящих тканей. В этом здании в свое время принимались важнейшие государственные решения, от которых зависели судьбы многих народов.

Дальше были расположены дворцы, в которых проживали цари Дарий и Ксеркс. Это были личные апартаменты монархов, в которых они жили со своими семьями.

От дворца Дария сохранился фундамент и каменные порталы, служившие дверьми, на внутренней стороне которых имеются рельефы. Среди них стоит отметить барельеф, на котором изображена борьба царя с неким мифическим существом, олицетворявшим собой зло. Барельеф со слугами, которые сопровождают Дария и держат над его головой зонт, также заслуживает внимания. Примечательна также высеченная в фундаменте главная лестница, с каждой стороны которой был изображен лев, хватающий антилопу, а в центре воины царской гвардии.

Дворец Ксеркса, находящийся сразу за апартаментами Дария, был в три раза больше последних. Кроме основания и немногих дверных проемов, от него осталось несколько рельефов, на которых изображен царь и его окружение.

Слева от Ападаны, почти в центре террасы, находился Тронный зал царя Ксеркса или Зал ста колонн. Это было грандиозное сооружение почти квадратной формы, перекрытие которого поддерживалось соответствующим названию количеством колонн. Его площадь составляла более 4000 квадратных метров. Зал ста колонн имел восемь каменных ворот, которые частично сохранились, как и некоторые рельефы, в свое время их украшавшие. С севера к нему примыкал изящный портик, охраняемый огромными каменными быками. Изрядно испорченные неумолимым временем и ордами захватчиков, они продолжают занимать свой пост и в наше время.

К южной стороне Зала ста колонн примыкали многочисленные лабиринты главного казнохранилища Ахеменидов, общая площадь которого составляла 11 000 квадратных метров. Вход в него был облицован тонкими золотыми пластинами, на которых были вырезаны растительные орнаменты и изображения различных животных. В царской сокровищнице хранились вывезенные персами после завоевания Египта многочисленные изделия из слоновой кости, сосуды из драгоценных металлов и великолепные алебастровые вазы (об этом упоминает греческий историк Диодор). Достоянием Ахеменидов были также кубки хеттских царей и кубок ассирийского царя Ашшурбанипала. Проводя успешные военные кампании против соседних стран, а также подчиняя своей власти очередной народ, персидские цари возвращались с богатой добычей, львиная доля которой оседала в камерах и залах казнохранилища.

На сегодняшний день от всего комплекса зданий царской сокровищницы остались лишь одни фундаменты. Сохранился барельеф, на котором изображен сидящий на троне царь Ксеркс I, перед которым, преподнеся богатые дары, склонились в учтивом поклоне иноземные послы.

Благополучию и процветанию Персеполя положил конец Александр Македонский, захвативший город в мае 330 года до н. э. Величественные и роскошные царские дворцы он отдал на разграбление своим воинам, которые с жадностью набросились на богатую добычу. По утверждениям некоторых античных авторов, в Персеполе  было сосредоточено золота и серебра на 120 000 талантов. Для перевозки всего награбленного в Сузы и Вавилон, Александру понадобилось 10 000 подвод, 300 верблюдов и несметное количество мулов.

Судьба Персеполя, если верить Плутарху, была решена на одном из пиров, в которых участвовал сам Александр. Идея сжечь Персеполь, в качестве мести за то, что персы совершили в 480 году до н. э. нападение на Грецию (во время которого царь Ксеркс разграбил Афины и предал огню Акрополь), пришла в голову афинской гетере Таис. Эта мысль была поддержана царем и вскоре воплотилась в реальность, в результате чего пирующими был подпален дворец Ксеркса, а затем и весь город.

После ухода македонян Персеполь все больше и больше стал приходить в упадок. Арабы, заставшие на месте города одни лишь руины, назвали это место Тахте-Джамшид (Трон Джамшида).

Рядом с Персеполем находится незавершенная гробница печально известного Дария III, империя которого была завоевана Александром Македонским. Персидский царь был заколот своими сатрапами во главе с Бессом, которые рассчитывали таким образом задержать преследующего их по пятам Александра.

Персеполь внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране.




 Парадный вход

 Ворота всех народов



 Ападана




 Руины Трипилона
 Дворец Дария I




 Зал ста колонн




 Царская сокровищница

Гробница Дария III
 Память о великом прошлом

 Барельефы



















Комментариев нет:

Отправить комментарий